воскресенье, 12 июня 2011 г.

ГУСЕВА Ольга Александровна. ВОСПОМИНАНИЯ О ВАСИЛЬЕВСКОМ.

ГУСЕВА (по мужу БОГУСЛАВСКАЯ) Ольга Александровна. Родилась в Ленинграде в 1933 г.

      Я, как и многие написавшие свои воспоминания о причастности к Васильевскому острову, тоже большую часть своей жизни провела на нём. Четвёртая линия, дом 17, кв.3. Здесь жили мои родные. Они поселились здесь сразу после революции в 1918 году. До революции семья моего деда Федотова Арсения Антиоховна проживала на наб. Мойки, в доме для служащих Придворной капеллы. Дед имел прекрасный голос, пел в хоре, потом был регентом. Был удостоен дворянского звания за заслуги. Но рано умер, в 1910 году в возрасте 49 лет, оставив многочисленную семью. У него и его жены Александры Игнатьевны было 8 детей, младшей тогда было всего 2 года.
      Бабушка получила хорошую пенсию. Все дети могли получить приличное образование. Девочки учились в Институте благородных девиц. Моя мама и её сестра учились в Смольном, мальчики в Капелле.
     По рассказам моей мамы (она родилась в 1902 году) дети могли наблюдать из окон своей квартиры, а окна выходили на Певческий мост и Дворцовую площадь – как на вечернюю прогулку выходили Николай II со своей супругой, иногда с ними были их дети. Обычно они направлялись к Синему мосту.
      Потом, участь в Смольном, мама порлучала подарки к праздникам из рук самой императрицы, чем очень была горда. Все революционные страсти семья наблюдала из окон своей квартиры. Сразу после революции их дом захватили и они были вынуждены искать новое жильё. Так они попали на Вастильевский Остров к своим знакомым, в квартире было много свободных комнат, тогда многие уезжали за границу. Моя мама прекрасно владела французским и немецким языками, недолго преподавала, но решила продолжать образование. Она окончила медицинское училище при институте акущесрства и гинекологии им. Отта. В 1925 году она вышла замуж за инженера-путейца и переехала в семью мужа на Мытнинскую улицу.
    Мой отец Гусев Александр Михайловичработал главным иженером в Трамвайно-Троллейбусном Управлении, прокладывал первую в Ленинграде троллейбусную линию от площади Александра Невского до Адмиралтейства. По роду своей работы встречался с С.М.Кировым.
      Но в 1937 году, как и многие талантливые инженеры отец был арестован по злополучной 58-й статье и расстрелян. Нас с мамой выслали в Удмуртию. Мы лишились всего: вещи конфисковали, квартиру отбрали. Маме трудно было найти работу, так как жён «врагов народа» плохо брали на работу, да и жильё не хотели сдавать ссыльным. А ссыльных было много.
    В 1945 году пришло нам освобождение и мы смогли вернуться в Ленинград. Но, к большому нашему сожалению, прав на площадь мы не имели. Вот такие были времена.
    Так мы оказались на Васильевском острове, на 4 линии, нас приютила сестра мамы.. Теперь уже большая коммунальная квартира, где в каждой комнате жило по несколько семей.
    Я пошла учиться в школу № 32 на Второй линии. Но проучилась я там недолго, так как случилось непредвиденное обстоятельство. Моя тётя была очень верующая и в Пасху мы с ней пошли освятить кулич в собр святого князя Владимира на Петроградской. Идти по Тучкову мосту, тогда ещё деревянному, и встретили мою учительницу. Она спросила, куда идём. А на следующий день, в перемену собрали пионерскую дружину и меня «торжественно» исключили из пионеров. Для меня – это был страшный удар. (Мама стояла на коленях перед директором школы, я пыталась отравиться, наелась каких-то таблеток).
    Потом мама перевела меня в школу № 21 на Пятой линии. Это было тяжёлое послевоенное время. Мы ходили разбирать разрушенные дома, помогали взрослым. Стояли в очередях, отоваривали карточки. Мы тогда быстро взрослели. Единственным развлечением была горка на углу Четвёртой линии и Большого проспекта, куда мы бегали зимой кататься на фанерках, так как санок у нас не было. Ходили в Дом пионеров, что был на Девятой линии, там были встречи с интересными людьми. Запомнилась мне встреча с Тимуром Гайдаром, сыном писателя Аркадия Гайдара. Он воевал. Рассказывал о себе и о своём отце. В то время мы всё увлекались книгами Гайдара. Ходили мы и в кино. Кинотеатр «Форум» на Седьмой линии был для нас одним из самых любимых развлечений. Были детские сеансы. Все фильмы смотрели по несколько раз.
    В квартире, где мы жили, в соседней комнате жил мой дядя – брат мамы Федотов Борис Арсеньевич. У них с женой детей не было, поэтому они много внимания уделяли мне. Особенно дядя Боря. Он был музыкант, играл в оркестре Мариинского театра на рубе. Водил меня на спектакли. А в свободное время мы с ним бродили по городу. Ходили пешком на Голодай, по дороге он мне читал Пушкина, рассказывал о декабристах. Он приобщал меня к культуре. У него было много книг, которые я читала, а также рассказывал о своём театре и актёрах, которых я могла близко увидеть, когда он брал меня в театр на репетиции.
    Но шло время. После 7 класса я решила пойти в техникум. Когда заполнила анкету, мне вежливо отказали, так как я всё ещё была дочерью «врага народа». Кто этого не пережил, тот не поймёт, какой это тяжкий крест.
    После 8-го класса я снова решила попытать счастье. И в графе про отца написала, что умер. Наверное, не проверили и меня приняли. Это был Химико-технологический техникум им. Менделеева.
    НО после окончания – опять проблемы. Не берут на работу, куда направили, там уже скрывать я не могла. Было много проблем в жизни, пока отца, за неимением состава преступления не реабилитировали в 1955 г. (посмертно).
    Я искала работу сама и случайно наткнулась на вывеску дома № 35-37 на Четвёртой линии Васильевского острова. Там помещалась Лаборатория Ленгеолнерудтреста, впоследствии переименованного в СевЗапГеолУправление. Я честно всё рассказала заведующей Лабораторией и она меня взяла, не побоялась.
    Итак, Васильевский Остров стал мне ещё роднее, ведь здесь прошли лучшие годы моей юности. Работа химика мне очень нравилась. Мы анализировалди разные полезные ископаемые, разные породы и минералы. С геологией была связана вся моя рабочая биография. Я ездила в командировки. Наша Лаборатория анализировала  грунт, который был доставлен с Луны. Есть даже мемориальная доска на здании Лаборатории, но уже в Красном Селе. В середине 70-х годов для нашей Лаборатории построили новое здание и мы переехали.
    Но Васильевский Остров по-прежнему остаётся для меня самым родным. Здесь прошли самые лучшие годы моей жизни. И учёба на химическом факультете (университета), что находится на Сренем проспекте.
    Когда сыну Игорю исполнилось 2 года, а мы жили тогда на Петроградской, я возила ребёнка в ясли от Табачной фабрики им. Урицкого, которые находились в том же дворе, где я работала на Четвёртой линии. А потом был детский сад, что на углу Перовой линии и Среднего проспекта.
     Четыре поколения моих самых близких родственников жили, работали, переживали блокаду, умирали от голода. И всё это было на Васильевском Острове.
      Время уходит, уносит воспоминания минувших дней. Правда, теперь уже редко, но я люблю посещать такие дорогие мне места, как Соловьёвский сад, где бегали в детстве, пройтись по Университетской набережной и по бульварам Большого проспекта, по Шестой и Седьмой линиям, которые совсем преобразились. Новые магазины, сверкающие витрины говорят от том, что жизнь не стоит на месте. Наверное, всё меняется к лучшему. Всегда есть надежда, что наши дети и внуки будут жить лучше нас.
        Апрель 2008 года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий