воскресенье, 12 июня 2011 г.

Аршанская Марина Михайловна

Аршанская Марина Михайловна, родилась 15 сентября 1948 г. Отец – Аршанский Михаил Ефимович, 1912 г.р. Мать – Иллювиева Галина Викторовна, 1914 г.р. Сестра (сводная) – Ретюнская Алиса Михайловна, 1932 г.р.

Жизнь моей семьи в течение многих лет связана с Васильевским островом. Мои дедушка и бабушка, родители мамы, Иллювиевы Викторин Петрович и Надежда Юлиановна, родом из Вологодской губернии. После окончания гимназии в Вологде они приехали в Петербург. Жили и учились на Васильевском острове, дедушка – в Университете, на биолого-почвенном факультете, а бабушка – на Бестужевых курсах. Но вскоре они решили пожениться, и бабушкины родители поставили ее перед выбором: или учеба, или замужество. Она выбрала второе. После окончания Университета дедушка работал на сельскохозяйственных опытных станциях в разных регионах страны – в Смоленской области, в Крыму – в Никитском Ботаническом  Саду, в Ленинградской области, в Хибинах. Мама и ее брат родились в Смоленской области. Когда они учились в старших классах школы, семья переехала в Ленинград. Жили они на Петроградской стороне.
После окончания школы мама поступила на вечернее отделение Ленинградского Горного института (на В.О.), училась и работала лаборанткой. А ее брат работал на заводе на В. О. фрезеровщиком, где и подружился с моим будущим отцом.
Мой отец родился на Украине, в десятилетнем возрасте мать привезла его в Москву, а после окончания школы он уехал в Ленинград. Он работал фрезеровщиком на заводе на В.О. и снимал комнату в частном доме в Гавани. Вскоре был объявлен набор  молодых людей в Военную академию связи, папа поступил туда и стал кадровым военным. Он прошел всю войну и закончил ее в Праге.
Мама до войны закончила Горный институт, начала преподавать и подготовила кандидатскую диссертацию. А во время блокады она стала вольнонаемной медсестрой, работала старшей операционной сестрой в Военной-медецинской Академии, а также в полевом госпитале во время прорыва блокады. Мамы и бабушка всю блокаду трудилась в осажденном городе, жили на казарменном положении. Бабушка работала директором Таврического садоводства, сотрудники которого всю блокаду сохраняли оранжереи и выращивали рассаду для блокадных огородов. Бабушка и мама были награждены медалью «За оборону Ленинграда». После войны квартира на Петроградской стороне, в которой они жили, оказалась занятой. Некоторое время вся семья жила на казенной жилплощади в Таврическом садоводстве, а потом маме дали квартиру от Горного института в доме 34 по 15 линии В.О.
Очень хорошо помню этот дом и эту квартиру, хотя жила там только до 8 лет. Квартира была большая, с длинным коридором. Окна двух комнат и кухни выходили в двор-колодец, окно маленькой проходной комнаты – прямо в стену, и только одна, самая большая, комната была светлой и солнечной. В квартире была печка – голландка, в ванне – дровяная колонка, в кухне – керосинки и керогаз. Мы жили на четвертом этаже, а на заднем дворе у всех были дровяные сараи, откуда нежно было постоянно носить дрова, и лифта не было.
Зато школа была напротив, через дорогу, на 14 линии. Это бывшая мужская гимназия Мая. Мне очень нравилась эта школа. Широкая лестница, большие, удобные классы и кабинеты, просторные рекреационные залы. И учителя были хорошие. Но, к сожалению, в тот период в школе было 8 классов, поэтому пришлось переходить в 9 классе в другую школу, № 30, на углу Среднего пр. и 7 линии.
В 1957 г. мы переехали в двухкомнатную квартиру в д. 14 на 15 линии, а моя старшая сестра с мужем остались в одной из комнат прежней квартиры. В  1963 году наша семья снова переехала – в д. 10 по Малогаванскому проспекту (после переименования – д. 98 по Среднему пр.).
У нас дома очень долго не было телевизора. Папа был против этого, как он говорил, как он говорил, «убийцы досуга».
В детстве я очень любила диафильмы, любила слушать радио. Читала я тоже с удовольствием, а иногда пара, по собственной инициативе, читал мне вслух, например:
«Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», рассказы О’Генри.
В кино мы ходили в клуб табачной фабрики им. Урицкого (сейчас в этом здании Театр Сатиры на В.О.»), в Дом культуры им. Орджоникидзе (теперь ДК «Гавань»), иногда во Дворец культуры им. Кирова и в кинотеатр «Балтика» на 7 линии В.О. (теперь его нет). Родители водили меня на детские спектакли в ТЮЗ (на Моховой ул.), в театре им. Ленсовета, им. Ленинского Комсола. Мне очень нравился балет, и мама  часто водила меня в Мариинку. Один раз в младших классах мне достался балет на елку во Дворец пионеров. До сих пор помню сказочную атмосферу праздника, огромную ёлку в главном зале, а в одном из меньших залов была даже настоящая катальная горка.
Во всех квартирах, в которых мне довелось жить, были ванные – сначала с дровяной колонной, потом с газовой. Но папа, единственный из всей семьи, предпочитал ходить в баню.
Хорошо помню булочную рядом с углом Среднего проспекта и Пятнадцатой линии, где в начале шестидесятых годов стояли огромные очереди за булкой, а на другой стороне Среднего проспекта – гастроном, который был рядом с нашей школой. На Среднем проспекте, между 12-ой и 11-ой линиями, был мой любимый магазин игрушек, а на углу 15-ой линии и Большого проспекта – магазин «Галантерея», куда я тоже очень любила ходить.
Когда мы жили в доме № 34 по 15-ой линии, в подвальном этаже там была керосиновая лавка. Все жильцы дома ходили туда за керосином. Самый большой и посещаемый рынок был Андреевский  на углу Большого проспекта, между 6-ой и 7-ой линиями напротив Андреевского собора. Там было несколько больших торговых залов и большой ассортимент продуктов. Кроме него были еще и «малый рынок», который находился на Малом проспекте – действительно очень небольшой между 15-ой и 16-ой линиями, и Гаванский «стеклянный»  рынок, на месте теперешней гостиницы «Гавань»; оба этих рынка уже давно закрыты.
В детстве, обычно по выходным, родители часто гуляли со мной по набережной Невы, в Румянцевском садике, в саду «Василеостровец»; еще мне очень нравилось гулять в скверике за Академией Художеств, за мозаичной мастерской; там всегда можно было найти очень красивые кусочки мозаики.
На демонстрации  Майские и Октябрьские праздники, я обычно ходили с Горным институтом,  где работал мама. Мне очень нравились демонстрации, всегда было очень весело, много молодежи. Все пели, кричали «ура», иногда «качали» кого-нибудь из знакомых людей. Разноцветные шарики, бумажные цветы, леденцовые петушки на палочках. Портреты члены Политбюро казались совсем лишними.
       Я очень любила ходить на салют и старалась никогда его не пропускать. Один раз папа даже достал мне билет на военный парад на гостевую трибуну на Дворцовой площади.
      После окончания школы в 1966 году я поступила на Металлургический факультет. Главное здание Горного института находилось на набережной Невы, а остальные корпуса между 21 и 22 линиями. Поступили мы вчетвером – я и три мои подруги, с которыми мы вместе заканчивали 30 школу. После окончания я осталась работать в институте научным сотрудником.
      Вся моя жизнь прошла на Васильевском острове; - здесь я родилась в клинике имени Отта. Здесь родились мои сыновья – в роддоме имени Видемана ; здесь я закончила школу, институт, здесь работала и живу всю жизнь вместе с моей семьей. Я очень люблю свой район и не хотела бы жить ни в каком другом месте.             

2 комментария:

  1. Меня зовут Денис Викторович Драгунский. Я был бы очень рад связаться с Мариной Михайловной Аршанской. Мой адрес: dragunsky@yandex.ru

    ОтветитьУдалить
  2. Меня зовут Владимир Моисеевич Минцкер. Мой отец был однокашником и другом Михаила Ефимовича Аршанского. Предки по маминой линии происходят из духовенства Вологодской губернии, и я занимаюсь их генеалогией. Мне было бы интересно связаться с Мариной Михайловной. Моя почта vmm314@yandex.ru

    ОтветитьУдалить