воскресенье, 12 июня 2011 г.

ВАСИНА Алла Леонидовна

Я, как и многие из авторов этой рукописи, родилась на Васильеском острове в больнице (родильном доме) Видемана.
     Моя мама, Комякова  Валентина Александровна (1924) жила в Ленинграде. Её отец, мой дедушка, Комяков Александр Дмитриевич, работал ещё поварёнком в ресторане «Кавказский», а позднее шеф-поваром в Военно-Морской академии. Он был человеком замкнутым и очень много читал. Книги в библиотеке он брал и для меня тоже. Я помню, как мы шли в библиотеку, а я, дошкольница, пела услышанную по радио песню «Вот мчится тройка почтовая». Дедушка был горд за меня.
     Он рассказывал, что однажды, как-то выйдя из ресторана «Кавказский» на Невский поздно ночью, он видел проезжавших мимо него на пролётке Николая II и кайзера Вильгельма. Они были пьяны и обменялись головными уборами: на Николае II была каска кайзера.
     Моя бабушка, Комякова Прасковья Григорьевна, всегда занималась домом и детьми. Родители моего папы, Васины Дмитрий Наумович и Ульяна Фёдоровна, были в своё время раскулачены и жили в Горьковской области.
     Мой папа, Васин Леонид Дмитриевич (1922-1974), приехал в Ленинград поступать в институт, но тут началась война, он был призван на фронт и был ранен на Ладоге. Впоследствии папа был начальником отдела Научно-исследовательского института ЛНИИРТИ, работавшего на оборону, и был удостоен Государственной премии.
     Мама во время войны была в эвакуации в Калиниской области. Будучи девчонкой-школьницей, вместе со сверстниками занималась лесозаготовками и даже работала на строительстве военного аэродрома. Она приехала обратно в Ленинград после окончания блокады. Она рассказывает, что как-то проходила мимо складского помещения на Биржевом переулке, 3, и её окликнула мать её школьной приятельницы и дала ей целый пакет сахара! Это был царский подарок в 1944 году!
    Когда моя дочь Юлия (1977) училась в Университете, то она проходиламимо этого склада. Здание было в ужасном состоянии, на ступеньках мрачные личности распивали спиртное. Примерно год назад там открылась пятизвёздная гостиница Holiday Club сети  Sokos, была сохранена частично и старая кирпичная кладка.
      После окончания ЛИТМО мама работала ведущим инженером и занималась автоматизацией радиопередающих устройств.
    Мои родители  встретились в институте и поженились. В 1948 году родилась я. До моего рождения они жили в доме на углу Большого проспекта и 8-1 лини, а затем перехали в дом на углу 15-й линии и Среднего проспекта. Папа и мама поженились первымии, когда были ещё студентами второго курса ЛИТМО, они учились на вечернем отделении и работали. Мама рассказывает, что как-то к ним на масленницу неожиданно пришли друзья. Наискосок от нашего дома, на Среднем проспекте, находился продовольственный магазин. Мама пошла туда и купила 300 грамм красной икры на один руб ль 11 копеек и напекла блинов: получилась прекрасная закуска.
     В этом доме я жила до 7-ми лет, здесь родилась моя сестра Люся (1955-1993). Здесь я пошла в школу. Это была школа № 5, до революции бывшая мужская гимназия Мая. Там учился бабушкин младший сын, то есть мой дядюшка Саша, и она очень хотела, чтобы там училась и я. Школа находилась за переходом через трамвайную линию и не относилась к нашему микрорайну, но меня туда приняли. Я тогда была достаточно маленькая и, когда бабушка меня туда привела, то директор сказал: «И такой чижик тоже в школу пойдёт?» - с тех пор папа называлд меня именно так: Чижикомс. Но проучидлась там я только одну четверть. Девочки и мальчики учились уже вместе. Мою первую учительницу звали Валентина Арсеньевна, она носила косу корзиночкой.
    В нашей коммунальной квартире проживали ещё две семьи. Ванной не было. Мыться ходили в баню на 16-й линии. Было печное отпление. Во дворе были сложена поленицыв дров, и я помню запах сырых дров, смешанный с запахом молочного магазина «Молокосюза». В коридоре, около двери в нашу комнату, стоял сундук. На нём лежал соседский кот, который бросался мне под ноги, когда я проходила мимо. Однажды, когда я упала и ударилась об сундук, папа выбросил кота во двор, но он вернулся. Соседких мальчиков звали Вова и Витя. У нас у всех появились младшие сестрёнки и всех звали Людмилами.
    Бабушка жила на 16-1 линии, недалеко от Среднего проспекта, тоже в коммунальной квартире трёхэтажного деревянного дома. Сейчас на его месте стоит красивое голубое здание, украшенное с фасада фонарями, а на первом этаже размещается банк. Сразу после войны в одной комнате с бабушкой и дедушкой жила также бабушкина сестра, Клюквина Анна Григорьевна, а также их сын Саша. Позднее они разъехались. Помню, как Саша со своей первой стипендии в институте купил мне резинового надувного зайца, а я не могла поднять его: он накачал его водой. Бабушка приходила к нам каждый день с утра, перед тем как уходили из дома родители. Покормив, она уводила меня обычно к себе на 16-ую, а к вечеру приходила обратно.
     Я помню наводнение 1955 года. Было впечатление, что транспорт не ехал, а плыл по Среднему проспекту. Студенты переносили студенток на тротуар на руках: на углу Среднего проспекта и 14 линии находилось общежитие Горного института (проверить: общежитие ЛЭИС ?- Ред—сост. Сейчас там Академия государственной службы. Я получила именно тогда в 1-ом классе по чистописанию двойку, а бабушка меня утешала и говорила, что моя двойка теперь уплывает. Апо 16-й линии в сторону Смоленского кладбища ходили похоронные процессии  с духовыми оркестрами: я почему-то запомнила именно полонез Огинского и с тех пор не очень его люблю.
     Помню, что вскоре после похорон Сталина, мы с дядюшкой Сашей пели под гитару: «И от министра Берия остались пух и перия».
     Бабушка водила меня на «ёлки». Перед Новым годом в витрине магазина игрушек на Среднем проспекте у 13-ой линии куклы скатывались на санках с горы: это были чудо! У нашего дома стояла тележка с мороженым, и пожилая женщина с тёмным от солнца лицом продавала «эскимо на палочке в золотой сверкалочке» *Агния Барто).
    В 1955 году мы перехали на Средне-Гаванский проспект. Это была  тоже трёхкомнатная коммунальная квартира, но достаточно просторная в «сталиском» доме и с ванной комнатой. Я перешла в школу № 6, где проучилась до конца шестого класса. Моими подругами были Наташа Евдокимова, Люда Павлова и Лоя Лапина. Были пионерские звенья и соревнования между ними. Помню, однажды мы соревновались в том, какое звено знает больше пословиц и поговорок. Конесчно, ездили на крейсер «Аврора». Ходили с класом в театр, в конце учебного года ездили в Удельный парк и в Кронштадт. Во времена Хрущёва выращивали на пришкольном участке кукурузу.
    И папа и мама уже работали инженерами. Папа ездил в командировки. Однажды с Дальнего Востока он привёз красную икру в трёхлитровой банке, а также мне и Люсе привёз настоящие китайские костюмы, что было просто роскошью.
    Со второго класса я стала заниматься музыкой во Дворце культуры им. С.М.Кирова. К занятиям готовилась мало и руки держала «деревянными». Помню, как моя преподавательница Софья Захаровна похвалила мой китайский костюмчик, а потом от возмущения моими руками закричала: «Чёртова кукла! Плётку тебе семихвостую, а не костюмчик!». Она размахнулась, чтобв ударить меня по рукам, но я их вовремя убрала и лна ударила по клавишам рояля. Я хотела, чтобы она, старя ведьма, поскорее от нас ушла. А когда она ушла, пришла другая преподавательница, Галина Михайловна, совершенно индифферентная. И я плакала, вспоминая предудущую, которую, как оказалось, любила.
     В первые годы после перезда к нам ходила молочница: в Гавани был пустырь и там держали коров. Бабушка посылала меня за корешками для супа на Стеклянный рынок: позднее на этом месте была построена гостиница «Гавань». Люся была ещё дошкольницей и летом нас с бабушкой и дедушкой отсылали на дачу, которую снимали много лет подряд в посёлке Ильичёво, недалеко от Зеленогорска.
    В 1961 году мы перехали в трёхкомнатную квартиру на улице Шевченко (Симанская). Я продолжала ходить в 6-ую школу на улице Симанской. Улица была застроена, в осчновном, двухэтажными домами. Перед нашим домом, за Малым проспектом, был маленький заводик. Дальше домов уже не было и виднелся Финский залив. А позднее перед нашим домом на месте заводика построили бассейн.
     Папа перевёл меня в школу № 2, которая была ближе к дому. Я скучала без прежних школьных друзей, но его решение было окончательным. А через год недалеко от нашего дома построили школу № 15, и я стала там учиться уже в 8-ом классе.
    8-ой класс я вспоминаю с теплотой. Увлечение литературой и русским языком, дружба с Ирой Новиковой, чей муж и предложил мне написать эти воспоминания. Мы думали о том, как поедем преподавать эти предметы куда-нибудь в глушь: валенки, снег, печка, преданные ученики. Влюблялись в одноклассников, ходили в театры. В БДТ молодой Юриский играл в «Горе от ума» Чацкого. Ездили в Зеленогорск кататься с горы Серенада: туда сопровождал нас Ирин папа. Одни мы ходили на лыжах по Финскому завливу на остров Вольный: сейчас он соединён с островом Декабристов (Голодаем).
    Мы учились в одном классе с Виктором Ильиным – тем самым, который стрелял в Брежнева. Я даже приглашала Ильина на день рождения, но, как оказалось, у него не было в записной книжке моего телеыфона, и он не пришёл. А поскоьольку моего телефона не было в его записной книжке, то, к счастью, после покушения на Брежнева, меня не приглашали в Большщой дом, а некоторых моих одноклассников ведь приглашали!
     Люся пошла в 1-ый класс 11-ой школы с углублённым обучением английского языка. Эта школа находилась тогда на Камской улице около Смоленского кладбища, а потом перехала на 16-ую линию. На Смоленском кладбище была проложена лыжня и там проходили школьные лыжные соревнования.
     Люся училась в этой школе все десять лет и тоже занималась музыкой в ДК им. Кирова. А моя 15-ая школа была с востмилетним образованием и я вынуждена была продолжить учёбу уже в пятой по счёту школе № 12 со специтализацией радиомонтажника. Директором школы была Полина Филипповна, которую мы называли Филиной Полиповной. Она всех учащихся встречала при входе и проверяла их внешний вид. Мальчики носили серые костюмы, а девочки коричневые платья с чёрным передником, или белым в праздничные дни. У Ларисы Фёдоровой передник состоял из двух перекладин при её достаточно большом бюсте. «Как, - сказала Полина Филипповна, - с такой грудью в школу?» «- А мне что, дома её оставить? – ответила на это Лариса.
    Когда у нас проходили школьные вечера, то они начинались с того, что все вставали и пели «Интернационал». На вечерах Вадим Раскин, с которым мы вместе занимались музыкой в ДК им. Кирова играл первый этюд Рахманинова. Оля Флиманкова из нашего класса (уже давно живёт в США) пела «Фонтан любви, фонтан живой», затем читали под аккомпанемент «Корзину с еловыми шишками» Паустовского. Потом были танцы. В последних классах школы чя познакомилась с Таней Захаровой в кружке журналистики во Дворце пионеров. Как и многие другие кружки, он был абсолютно бесплатным. Нам нравилось писать, и написанные нами строчки иногда печатали в газете «Смена». Таня впоследствии закончила Театральный институт и снималась во многих фильмах, самые известные из которых: «В той стране чудес» Лидии Бобровой и «То мужчина, то женщина» Александра Наговицына.
     Раз в неделю проходила практика на заводе «Прибой» на Ковше, где теперь находится теперь яхт-клуб. Завод относился к научно-исследовательскому институту ВНИИМР на 13-й линии, где работала моя мама. Именно тогда я решила для себя раз и навсегда, что не буду заниматься техникой.
    В нашем классе преподавала замечательная учительница английского языка Кривицкая Ирина Николаевна. Она нас муштровала. Помимо обычных уроков английского, у нас были и уроки домашнего чтения, и мы читали адаптированную литературу на английском языке. В последнем класе она порекомендовала Вике Шалимо, Ларисе Фёдоровой и мне в дальнейшем заниматься иностранным языком. Мы так и сделали. Вика закончила филфак Университета, а Лариса и я – спецгруппу институтав им. Герцена: преподавание географии на английском языке для языковых школ. Потом с Викой мы встретились в «Интуристе», где позднее я выучила и финский язык. Тогда же я вышла замуж и родила дочь. Уже в советское время я увидела мир огромным и разнообразным. За выбор жизненного пути я очень благодарна моей учительнице английского языка.
    21 апреля 2008 года. Первоее, что я услышала сегодя, когда включила музыку, было «You are in the Heaven» (Ты на небесах) Эрика Клэптона. 21 апреля – день рождения моей сестры Люси. Я просила у родителей сестрёнку и сама дала ей имя. Она умерла, когда ей было всего 38, от астмы и воспаления лёгких. Она была моим самым близким другом. Она, конечно, на небесах. Она была красивой, умной, с прекрасным чувством юмора и делала людям добро просто походя. Она всегда торопилась жить.
    Родители хотели, чтобы она стала инженером, а не училкой, как я (год после окончания института я работала в сельской школе в Каннельярви). Но за два дня до сдачи экзаменов в институт киноинженеров Люся забрала документы и отнесла их в Университет. После окончания филфака она, как и я, выучила финский язык, и мы вместе с английским и финским работали в «Интуристе». Встретились и в поездке в Индию в Бомбее, когда ездили сопровождающими групп из России.
    Жили мы на Васильевском недалеко друг от друга, так что и мы, и наши дети, моя дочь Юля и её сын Рома, виделись почти каждый день. Кроме того, они приходили в наш дом к бабушке (дедушки уже не было). Сейчас и наши дети, и наши внучки, Александра и Анастасия, обе 1997 г. рождения, тоже дружат, хотя моя дочка и внучка живут сейчас в Париже.
    А что касается семьи моего племянника и меня, то мы по-прежнему живём на Васильевском и нам здесь хорошо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий