понедельник, 13 июня 2011 г.

НОВИКОВ Сергей Леонидович. «Мой Васильевский»

НОВИКОВ Сергей Леонидович (1951 г.р., брат Новиковой-Скурловой Ирины Леонидовны).

Нет... Большинство воспоминаний детства на В.О. стерто временем. Остались яркие образы...Вспышки... Может быть без адресов. Только образы. Вот, например,- Дом культуры Кирова...  И   вспоминаю там Мраморный зал. Фабрика кухня, напротив (я где-то читал, что она построена по проекту Ле Карбюзье)...
 Мир вокруг нас остается запечатленным в нашей памяти как кусочек мозаики. Там, мне кажется, нет времени, нет причинно-следственной связи,  и   нет смерти. Но и жизни. Такое маленькое  отступление...
Так вот, – ДК Кирова…. Выставка - «Америка»,1962 г. Сумасшедшие очереди. И, вдруг, дикая драка между курсантами Макаровки и (?) милицией. Проблема была в случайном убийстве американским летчиком в Северо-Вьетнамском порту  рулевого нашего сухогруза… Сквер у Д.К. засыпан шевронами, нашивками, значками…
Я родился в городе Луга, Ленинградской области, как я всегда говорю –  «на даче». На самом деле, на родине бабушки и дедушки – Тарасовой Прасковьи Владимировны и Тарасова Николая Тарасовича (земского врача Плюсского уезда Псковской волости).
Семь лет со дня рождения со своими, естественнно, родителями  и сестрой Ириной  я прожил в абсолютно непостижимом месте- поселке Роста, Мурманской области. (База Северного Флота ВМФ). Тут масса воспоминаний... (Но не о Васильевском острове).
Отец переводится в академию ВМФ (теперь им.Гречко).
Мы оказываемся сложными путями в коммунальной квартире на Наличной 12 кв 2 . Комната 22 кв. м , две семьи соседей.
1-ый класс я учился в знаменитой 206-й школе  (Коммерческое училище, школа, где учился мой отец, его соучениками были А. Райкин и В. Набутов, профессор ЛИТМО – Ананов Георгий Давидович, отец бизнесмена  Андрея Ананова).
Второй класс – в школе 12 . C этого времени я – Василеостровец.Пожалуй это не просто слово .
Есть много старых районов в Ленинграде (Петербурге) - Петроградский, Пески, Семенцы, но Васильевский остров – один. Наличная улица – край В.О.(На лицо).
Еще не было ни улиц Нахимова ,ни туда дальше,  к устью Смоленки «кораблей».
Ближе  к ковшу- проходная ВНИИРА(Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры), где, к тому времени, работали отец и мать.Новиков Леонид Борисович, Тарасова Наталья Николаевна. Последний раз я писал это в анкете первого отдела в 1985 году.
Я вижу себя – мы деремся с мальчишками дома напротив. Не помню номера. Они –новые. Там стройка, забор. Кидаемся обломками кирпичей. Там дальше, по Наличной – пустырь. Нет, не пустырь.... Там неизведанные земли,там заросли камышей, мать-и-мачеха, а дальше к устью Смоленки - Залив. Как хотелось до него дойти... Не удавалось тогда....
Улица вдоль домов мецената Дриля. Мемориальная доска. Коммунисты ее не тронули.
Мне 9 лет. Читаю. Удивляюсь. Что такое – меценат? (Сейчас дома в запустении).
В глубине какая-то фабрика, завод... Грузовик. Огромный. Мы – дети 8-10 лет бегаем за ним . Это трофейный, немецкий, со страшными ограничителями габаритов на крыльях...
Наводнение, по-моему, все-таки 1967 год.... На нынешней улице Беринга, вдоль Смоленского кладбища, (тогда, по-моему, безымянной, мощенной булыжниками) бурный поток....
Вот еще, про Смоленское кладбище. Год примерно 1965 – 66-й. Длинный серый забор вдоль все той же улицы Беринга. Два-три «пролаза». Иногда - просто выбитые доски. Пролезаю. Вместо черных болотистых дорожек – песчаные. Позже, в школе, мальчишки шепотом раасказывают: «Косыгин приезжал на могилу родителей».
Огромные угольные терриконы примерно на месте недавно снесенного 4-го автобусного парка... Там мы с приятелем детства, Сашкой Козыревым, не придумали ничего лучшего как рыть пещеры играть (как говорят сейчас молодые люди - «типа») в «индейцев». Прятались. Спасибо сестра, Ирина, нашла. Утащила домой.
Васильевский остров....
Очарование улиц-линий. Как необычно. Сразу хотелось узнать- почему... Запах швартовых канатов . Скрип бортов о причальную стенку... Выхлоп судовых дизилей... Здесь, как нигде в городе, мы ощущаем близость моря, причастность к какому-то огромному, романтичному, морскому делу.
Странная Кожевенная линия.
Тряска, перезвон трамваев на пересечении 8-9 линий и Среднего проспекта...
Мой маршрут- «26»... Это от кольца на Гаванской и до набережной лейтенанта Шмидта... Какой трамвай !!!.... Вдоль вагона – поручни. На них – кожаные прочные лямки, до которых мне не дотянуться... Сдвигающиеся деревянные двери. Вдоль вагона – веревочка (или провод?). Кондуктор, где бы  он не находился, дергает -  звонок. Вагоновожатый – начинает движение…
Мы ездили с отцом почти на угол 8-ой линии и набережной…  Он отвозил меня заниматься музыкой…
Старая петербургская квартира на втором этаже…
Учитель усаживал отца на диван… Мучил меня гаммами, позже – «Гусями» …
К концу урока отец мирно спал…
Редко, совсем иногда ,удавалось прокатиться на 33-м трамвае. Этот маршрут обслуживался «американкой». Большой, длинный,с тремя дверями, складывающимися в гармошку. Деревянные скамьи из покрытого лаком дерева - поперек вагона.
Где-то в 12-13 лет  я стал путешествовать по городу. Тайно. Тайно от родителей. Открывая для себя Васильевский остров…
Уютную, невыразимо Петербургскую, мою любимую улицу города – улицу Репина, собор Св. Екатерины с «Ангелом без креста».(Сейчас, когда смотрю на него вблизи – кажется – это символ эпохи, которую мы пережили… А, может быть, переживаемой…)
Лютеранская  церковь на углу Пятой линии и Среднего проспекта, со странной табличкой на дверях - «Шорный цех»… Поразительно, думалось. Странные изделия – шоры -  должны делаться именно в таких странных зданиях.
Пирожковая на 8-ой линии (как часто мы здесь бывали с мамой…). Чашка бульона (почему-то без ручки) -3 копейки. Пирожок – 6 коп..
Чуть позже. Или раньше.61-62 год… Маленькая парикмахерская, где я стригся раз в два-три месяца. Мама давала 15 копеек. Однажды, уже после стрижки под «полубокс» парикмахерша объявляет: 30 копеек. Я - в полуобмороке.  У меня - 15! Секунду молчит. «Потом донесешь!»
Рюмочная. Угол Большого проспекта и 26-27 линии. Маленькое чистое помещение. Нововведение в то время (год 68-ой-?). 50 мл водки, «Только с «бутырбродом» !». Две кильки, ломтик яйца. По-моему,  50 копеек. Дороговато. Рядом  -  проходная Балтийского завода, а здесь – никого.
Учителя.Школьные друзья.Почти нет имен. Но хорошо вижу лица. Слышу голоса… Вторая учительница. Второй класс. Пожилая, хорошо помню, грузная дама. Засыпала на уроке с открытыми глазами… Мы перешептывались. Кто-то объяснил, что она пережила блокаду.Химия хорошо давалась. Особенно реакция окисления. Теоретические знания о ней я вынес из какого-то учебника. Сильный окислитель -  калия перманганат, или марганцовка (стоимость в аптеке в то время – 3 копейки), топливо – глицерин для рук. Практические опыты по теории окисления я в проводил в мебельном магазине на Наличной улице в новеньком «ждановском» шкафу. Под нелитературные вопли грузчиков и несостоявшихся хозяев мебели. Ингридиенты для этого, как, в прочем, и других, не менее ярких опытов, я покупал в таинственной и знаменитой аптеке д-ра Пелля на 8-й линии. (Полуистертая смальтовая вывеска сейчас реставрирована).
Хорошо помню учительницу литературы в 9-10 классе. Ее звали Инесса Львовна Лев.
На Васильевском острове бываю довольно редко…Редко…Если не по делам, то конечно же на моей любимой улице Репина (Песчаной, Соловьевском переулке). В местах же моего детства – новодел, новострой, торгово-развлекательные центры из пластмассы. И все же…
Как начало теплого летнего дождя, в нас во всех , Василеостровцах, эти,            прекрасно-печальные, вечные « Ни страны, ни погоста не хочу выбирать ….» 

Комментариев нет:

Отправить комментарий